Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 04.05.2024, 02:00
Филиал МБОУ "Средняя школа № 6" (г. Ачинск)




Главная | Регистрация | Вход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" RSS

Версия сайта для слабовидящих


Меню сайта
Электронный журнал

Полезная информация
























Журнал


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статья "Эффективный  контракт  в  образовании : должностные обязанности работников"

 

Оригинал: http://www.menobr.ru/article/58620-qqe-15-m6-opredelenie-doljnostnyh-obyazannostey-pedagogicheskih-rabotnikov

Автор: Анна Вавилова

Любой руководитель образовательной организации стремится создать такие условия труда, при которых квалифицированные специалисты заинтересованы в качественном выполнении своих должностных обязанностей, в коллективе поддерживается высокое качество педагогической деятельности и стимулируется ( в т. ч. экономически) достижение выдающихся результатов. Концентрированным выражением этой идеи является  эффективный   контракт   в   образовании , внедряемый в последнее время в этой сфере.

Рассмотрим особенности внедрения  эффективного   контракта   в   образовании  и определения в связи с этим должностных обязанностей работников.

Формулировка задач, стоящих перед образовательной организацией и коллективом по  эффективному   контракту   в   образовании   

Эффективный   контракт    в   образовании—это  трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Очевидно, что работа по переходу на  эффективный   контракт   в   образовании  должна начинаться с формулировки конкретных задач, стоящих перед образовательной организацией. Если говорить обобщенно, то такими задачами на сегодняшний день являются:

  • введение новых федеральных государственных образовательных стандартов;
  • повышение качества образовательных услуг, в т. ч. в части показателей, отраженных в государственном и муниципальном задании;
  • выполнение программы развития образовательной организации;
  • решение задач, поставленных перед образовательной организацией учредителем (в частности, закрепленных в «дорожных картах» региона, муниципалитета);
  • достижение результатов работы, обеспечивающих высокое место в рейтингах образовательных организаций, иных результатах общественной оценки деятельности организации.

Исходя из задач организации при подписании  эффективного   контракта   в   образовании  нужно определить виды (направления) деятельности педагогического коллектива и конкретные требования к их результатам. Одновременно следует оценить, какие из этих видов успешно реализуются работниками, а какие нуждаются в поддержке. После этого можно сформулировать задачи, стоящие перед педагогическим коллективом.

Определение «базового» и «выдающегося» результата выполнения должностных обязанностей по  эффективному   контракту   в   образовании 

Зная задачи, которые должны быть выполнены коллективом в ближайшие годы, требования к его работе, можно определить в  эффективном   контракте   в   образовании  как требования к конкретным работникам.

В  эффективном   контракте   в   образовании  должны быть обозначены:

  1. должностные обязанности работника;
  2. условия оплаты труда;
  3. показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат;
  4. меры социальной поддержки.

Работу над составлением  эффективного   контракта   в   образовании  нужно начинать не с третьего пункта, как это часто делается, а с первого. Именно четкое описание должностных обязанностей, процедур их выполнения, необходимых временных затрат и иных требований к качеству работы должны стать его основой.

Трудовой договор — это договор, заключаемый в рамках трудового законодательства, в соответствии с которым работник определенной квалификации с установленным набором обязанностей «продает» свое рабочее время. В рамках трудового законодательства нельзя заплатить исключительно за результат работы (это был бы гражданско-правовой договор). Заработная плата выплачивается работнику фактически за добросовестную работу в рабочее время. Поэтому ключевая задача в данном случае — описать должностные обязанности так, чтобы работник, «продающий» рабочее время, в процессе своей работы неизбежно создавал бы такой результат, который по качеству устраивал работодателя.

Речь идет о неком «базовом» уровне качества труда работника, который можно рассматривать как результат добросовестного выполнения обязанностей. За такую работу работник получает гарантированную заработную плату, а не стимулирующие выплаты. Тем не менее, для достижения нужного качества работы правильная фиксация должностных обязанностей имеет куда большее значение, чем описание стимулирующих выплат.

Каждую должностную обязанность целесообразно оценить на предмет того, какой квалификацией должен обладать работник, чтобы выполнить ее достаточно качественно. Кроме того, следует определить требования к процедуре выполнения такой обязанности в организации (сколько времени необходимо на нее затратить, какие технологии должны использоваться и т. п.).  

Эффективный   контракт   в   образовании  часто понимают как документ, в котором конкретизируются условия получения стимулирующих выплат. Однако такой подход не позволит использовать его возможности наилучшим образом.

Тщательно описав должностные обязанности, за выполнение которых работник получает гарантированную часть оплаты труда, а за невыполнение может получить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения, следует перейти к третьему пункту, т. е.определить повышенное качество выполнения этих же должностных обязанностей — настолько высокое, что его достижение целесообразно поддержать стимулирующими выплатами.

Иными словами, необходимо установить, какие результаты работы работника будут считаться достаточно значимыми по  эффективному   контракту   в   образовании , чтобы считать их сверхэффективным выполнением должностных обязанностей, в определенном смысле — выдающимися. При этом они должны иметь четкие измеримые показатели, которые могут быть и не достигнуты просто при добросовестной работе. Следует помнить, что наказаний за недостижение этих показателей в  эффективном   контракте   в   образовании  быть не может, зато по факту их достижения должны назначаться стимулирующие выплаты.

После выполнения всех описанных выше процедур необходимо сформулировать должностные обязанности в  эффективном   контракте   в   образовании  грамотным языком и внести получившиеся формулировки в текст дополнительного соглашения к трудовому договору.

Приведем несколько примеров рассуждений по такой логике.

Пример 1. Введение электронного журнала и электронного дневника

 

Задача образовательной организации  Обеспечить введение электронного журнала и электронного дневника, представить учредителю отчет в установленный им срок 
Задача педагогического коллектива Ввести электронный журнал и электронный дневник в образовательный процесс 
Должностная обязанность педагогического работника Ведет электронный журнал успеваемости, работает с электронным дневником обучающихся 
Дополнительные требования к квалификации педагогического работника  Умение работать в программе, в которой выполнены электронный журнал и электронный дневник 
Требования к выполнению должностной обязанности  Заполняет электронный журнал и электронный дневник немедленно после проведения урока (не позднее ________ ч после проведения урока) 
«Базовый» результат, качество работы  Электронный журнал и электронный дневник заполнены в срок 
Отражение выполнения должностной обязанности в системе оплаты труда  Поскольку обязанность только вводится и поручается работнику в качестве дополнительной по соглашению сторон, ему устанавливается специальная доплата.   В последующем обязанность будет включена в основные должностные обязанности, за которые выплачивается должностной оклад 
«Выдающийся» результат, качество работы  Не устанавливается 
Стимулирующая выплата за достижение «выдающегося» результата  Не устанавливается 

Пример 2. Работа с одаренными детьми

Задача организации  Обеспечить выполнение показателей по участию обучающихся в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и иных подобных мероприятиях 
Задача коллектива  Обеспечить участие обучающихся в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и иных подобных мероприятиях, достижение высоких результатов их участия 
Формулировка должностной обязанности  Ведет работу с одаренными обучающимися 
Дополнительные требования к квалификации работника  Не предъявляются 
Требования к выполнению должностной обязанности  Фиксируется время, которое должно быть затрачено на ведение работы с одаренными обучающимися (в часах в неделю), средства контроля за выполнением обязанности (например, указанные часы должны быть проведены по установленному графику) 
«Базовый» результат, качество работы  С одаренными обучающимися ведется дополнительная работа, они выезжают на олимпиады, соревнования, конкурсы и иные подобные мероприятия 
Отражение выполнения должностной обязанности в системе оплаты труда  Входит в базовые должностные обязанности, за которые выплачивается оклад, отдельно не выделяется 
«Выдающийся» результат, качество работы  Одаренные обучающиеся не только принимают участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и иных подобных мероприятиях, но и становятся победителями либо занимают призовые места 
Стимулирующая выплата за достижение «выдающегося» результата  Устанавливается размер выплаты (в зависимости от места, которое занял обучающийся, уровня мероприятия), срок назначения выплаты (либо указывается, что она выплачивается однократно), документы, которыми работник должен подтвердить факт, что его обучающийся занял то или иное место 

Пример 3. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся

Задача организации  Специальных требований не предъявляется 
Задача коллектива  Обеспечить  эффективную  коммуникацию с родителями (законными представителями) обучающихся, соблюдение их прав, повысить за счет работы с ними продуктивность образовательного процесса 
Формулировка должностной обязанности  Обеспечивает взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в формах, определенных должностной инструкцией (положением о работе с родителями, иным документом) 
Дополнительные требования к квалификации работника  Не установлены. Если предполагается обеспечение коммуникации с использованием сети Интернет, — владение той или иной программой 
Требования к выполнению должностной обязанности  Выделяет не менее ________ мин в неделю для очного общения с родителями, график приема доводит посредством ________. Использует рабочую электронную почту для ответа на вопросы родителей, проверяет почту не реже чем ________. Оперативно доводит до родителей информацию о ________. <…> 
«Базовый» результат, качество работы  Продуктивное,  эффективное  взаимодействие с родителями 
Отражение выполнения должностной обязанности в системе оплаты труда  Входит в базовые должностные обязанности, за которые выплачивается оклад, отдельно не выделяется 
«Выдающийся» результат, качество работы  Не устанавливается 
Стимулирующая выплата за достижение «выдающегося» результата  Не устанавливается 

 

Поскольку  эффективный   контракт   в   образовании  по определению является трудовым договором, на него распространяются все нормы трудового законодательства, предусмотренные для такого договора. В первую очередь это относится к нормам ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №  197-ФЗ.

Инструмент  эффективного   контракта   в   образовании , таким образом, может быть использован для того, чтобы выстроить единую систему требований к персоналу образовательной организации, вытекающих из требований к деятельности самой образовательной организации, зафиксированной во ФГОС, в «дорожных картах», государственном и муниципальном задании, программе развития и иных подобных документах. В случае если  эффективные   контракты   в   образовании  будут разрабатываться исходя из реальных требований к качеству работы образовательной организации, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных работников, тексты договоров станут подробнее и облегчат управленческую работу, будут работать на достижение целей ее деятельности. В случае же, если такая работа не будет проведена,  эффективный   контракт   в   образовании  просто увеличит объем текста в трудовом договоре без каких-либо положительных эффектов.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Официальные сайты


















Телефоны доверия


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz