О внедрении электронного журнала в МБОУ "Средняя школа № 6"
Преамбула: Во исполнение федеральной целевой программы развития образования РФ на 2011-2015 годы, решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. №А4-18040 "О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах" с 1 сентября 2015 года учет образовательной деятельности в школе будет переведен в электронный вид (электронный журнал), в экспериментальном режиме классы буду вводиться в систему с февраля 2015 года.
Что это значит на практике: начиная с ноября 2014 года в школе начали разрабатываться локальные акты, нормирующие полный переход учета образовательной деятельности учреждени в электронный вид - то есть отметки, выставляемые педагогами на уроках, пропуски занятий, тематическое планирование, домашние задания, учет занятий дополнительного образования - все это планируется к началу 2015-2016 учебного года отмечать в специальной информационной системе, которую принято называть электронным журналом (и/или электронным дневником) - со временем (а в идеале и к сентябрю 2015г.), таким образом, школа сможет освободиться от заполнения его бумажной версии.
Работа с понятиями: электронный журнал и электронный дневник - это суть производные одного и того же механизма - информационной системы ведения электронной документации, выбранной школой: когда учитель заполняет успеваемость в этой системе, он ведёт электронный журнал, когда ученик (или его родители) открывают эту электронную систему и просматривают отметки, пропуски, темы занятий и домашние задания - они видят электронный дневник. Хотя система в сущности одна и та же.
Реализация проекта в школе: несмотря на то, что во исполнение решения заседания Совета при Президенте мы (образовательное учреждение) должны перейти на электронный учет с сентября 2015 г., экспериментальный запуск системы в нашей школе начнется с 4-ой учебной четверти 2014-2015 учбеного года, а в части классов - с февраля 2015г. Почему? Министерством образования и науки РФ были изданы методические рекомендации, в которых изложены как требования к информационным системам, так и порядку подключения к ним. В числе последних - обязательная реализация переходного периода пилотного ведения учета.
Среди педагогических работников определилась инициативная группа педагогов, которые первыми начнут использовать электронный учет успеваемости уже в феврале 2015 года. Фокус-группу составили педагоги, работающие в следующих классах: 1А, 1Б, 3Г, 4А, 4Г, 6А. После "набивания первых шишек" - апробации системы, тестирования основных возможностей и определения дефицитов школы (как технических, так и образовательных), оставшаяся часть классов так же подключится к реализации проекта.
Каковы этапы реализации проекта:
1. Этап проектирования нормативного и регламентационного обеспечения (ноябрь-январь) - выполняются рабочей группой - представителями админстрации и педагогами школы
2. Этап согласования и принятия нормативной базы (январь) - происходит на Педагогическом совете школы
3. Этап пилотного ведения учета в подготовительном периоде (февраль-март) - выполняется фокус-группой
4. Этап всеобщего перехода школы на электронный учет в подготовительном периоде (апрель-май)
5. Начало использования электронного учета в установленном рабочем порядке (с 1 сентября 2015 года)
О самом главном: на основании анализа существующего в школе технического обеспечения, готовности педагогов к реализации электронного учета образовательной деятельности, было принято решение о внедрении информационной системы "ЭлЖур". Главные причины перехода именно на эту систему таковы:
- Крайняя степень схожести с бумажной версией журнала успеваемости (как бы то ни было, а работать с журналом будут именно педагоги - так что чем привычнее, тем удобнее)
- Низкие технические требования
- Совместимость с разнообразными операционными системами, в том числе относящимися к группе программных продуктов с открытым кодом (ряд родителей при анкетировании указали, что используют операционные системы серии Linux и Unix)
- Возможность всестороннего анализа успеваемости учреждения как педагогами и админстрацией, так и наличие инструментов анализа успеваемости ребенка для его родителей
- Компания ЭлЖур разработала специальное программное приложение, позволяющее детям и их родителями просматривать успеваемость и домашние задания непосредственно с телефона или планшетного ПК (что удобно для семей, не имеющих стационарных персональных компьютеров или ноутбуков)
- Пожалуй, самое незначительное количество дополнительных платных услуг среди всех существующих аналогов
- С точки зрения безопасности и сохранности данных - сервера ЭлЖур расположены на территории России, используемые в них протоколы безопасности соответствуют выдвинутым Министерство образования и науки РФ требованиям, а так же закону о пресональных данных (152-ФЗ)
- Мы искренне уверены, что система ЭлЖур в наименьшей степени похожа на очередную социальную сеть (что происходит в проекте Дневник.ру) и в наибольшей - на электронный журнал.
О наболевшем: каждый родитель должен понимать - использование электронного журнала и дневника в обычном режиме - абсолютно бесплатно. Каждому пользователю системы будет предоставлена возможность бесплатно получать:
- сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося
- сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся
- сведения о результатах итоговой аттестации обучающихся
- сведения о посещаемости уроков
- сведения о расписании уроков
- сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков
- содержание образовательного процесса, включающего описание тем занятий, материала, изученного на уроке, общего и индивидуального домашнего задания
Во всех информаицонных системах ведения электронного учета успеваемости есть дополнительный (расширенный) платный функционал, которым вы при желанииможете воспользоваться: в системе ЭлЖур это
- Получение sms-уведомлений на свой телефонный номер (в т. ч. мгновенные смс-уведомления)
- Информеры обновлений в дневнике: новые оценки, пропуски, замечания, исправления оценок – выделены в отдельный блок
- Мониторинг успеваемости: график динамики средней оценки по всем или по выбранным предметам в течение учебного года, с возможностью сравнить с динамикой класса в целом
- Анализ контрольных работ: возможность понимать, как класс справился с контрольной работой, и каков результат ребенка по сравнению с классом
- Получение расширенных отчетов на электронную почту
Ещё раз напоминаю и подчеркиваю - расширенный функционал необязателен, и на платные услуги никто Вас, уважаемые родители, подталкивать не будет: хотите - подключайтесь к платным услугам самостоятельно, не хотите - не подключайтесь. Строго говоря, школа в использовании Вами расширенного функционала родительского контроля не заинтересована: мы довольно долго работали с бумажным журналом и, если честно, ещё не вполне понимаем, нужен ли этот расширенный функционал вообще - обычного бесплатного использования электронного учета как педагогами, так и родителями учащихся будет вполне достаточно.
С уважением, ответственный за реализацию проекта внедрения электронного учета успеваемости, Потемкин А.С.